Помпей Трог

  Помпей Трог жил в конце I в. до н.э. — начале I в. н.э. и написал первую в Риме всеобщую историю под названием «Филипповы истории» («Historiae Philippicae») в 44 книгах. Само произведение Трога не сохранилось, но мы имеем краткие введения к отдельным книгам (prologi) и эпитому (сокращение) некоего Марка Юниана Юстина, который жил, вероятно, в III в. н.э. Как можно понять уже из названия, в центре внимания «Истории» Трога находится Македонское царство, к которому автор относится явно негативно. В рамках этой истории описываются и иные народы, соприкасавшиеся с македонянами, в частности скифы, о которых Трог сообщает много интересных деталей, не зафиксированных в других источниках.

  Издания: М. Iuniani Iustini Epitoma historiarum Phillipicarum Pompei Trogi / Ex rec. Fr. Ruehl. Lipsiae, 1886; M. Iuniani Iustini Epitoma historiarum Phillipicarum Pompei Trogi / Ed. L. Santi Amantini. Milano, 1981.

  Перевод: Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiarum Philippicarum». М., 2005.

  Литература: Зельин 2005. С. 283-317; Alonso-Niinez 1992; Ferrero 1957; Forni 1958; Seel 1972.

Сокращение Марка Юниана Юстина

  I, 1, 4. Ассирийский царь Нин1 первый изменил старинный, как бы дедовский обычай народов небывалым стремлением к власти: он первый стал воевать с соседями и покорил неопытные еще в сопротивлении народы вплоть до пределов Либии2. Правда, раньше его жили египетский царь Везосис3 и скифский — Танай4, из которых первый доходил до Понта, а последний — до Египта. Но они вели войны с отдаленными народами, а не с соседями, и, довольствуясь победой, искали не власти себе, а славы своим народам.

  II, 1. Рассказ о подвигах скифов, которые были достаточно велики и важны, следует вести с самого их происхождения: (2) начало их [истории] было не менее славно, чем их владычество, и доблестями мужей они прославились не более, чем женщин; (3) в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев5, а жены их основали царство амазонок, (4) так что, если разбирать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее. (5) Скифское племя всегда считалось самым древним6, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения…

  2. Скифия, расстилаясь по восточному направлению, с одной стороны ограничивается Понтом, с другой — Рифейскими горами, с тылу — Азией и рекой Фасисом7. (2) Она очень велика и в длину, и в ширину. (3) Между отдельными народами нет никаких границ: они не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ, ни постоянных мест жительства, так как они постоянно пасут стада крупного и мелкого скота и по привычке кочуют по невозделанным степям. (4) Жен и детей они возят с собой на повозках, которые покрываются кожами для защиты от дождей и зимних холодов и служат им жилищами. (5) Понятие о справедливости внушено им собственным умом, а не законами8. (6) Самым тяжким преступлением у них считается воровство: в самом деле, у народа, не прибегающего под защиту кровли и владеющего крупным и мелким скотом, что оставалось бы в лесах, если бы воровство считалось позволительным? (7) К золоту и серебру они не питают страсти подобно остальным смертным. (8) Пищей им служат молоко и мед; (9) употребление шерстяных одежд им неизвестно, и, хотя они страдают от постоянных холодов, но употребляют для одежды только звериные и мышиные шкуры. (10) Эта воздержанность произвела у них и справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому: ведь страсть к богатствам бывает только там, где умеют ими пользоваться…

  3. Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побежденными чуждым владычеством. (2) Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии9; (3) Кира перерезали со всем войском10; (4) Зопириона, полководца Александра Великого, точно так же уничтожили со всей армией11; (5) оружие римлян узнали только по слухам, но не почувствовали. (6) Сами они основали Парфянское и Бактрийское царства12. (7) Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой; они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять, а оставаясь победителями, ничего не желают, кроме славы…

ant_kartin06-1665199
Монета скифского царя Атея

  IX, 1, 9. [Филипп13, завоевав херсонесские14 города], отправился даже в Скифию за добычей, чтобы по-купечески возместить военные издержки новой войной.

  2. В то время в Скифии был царь Атей15; теснимый войной со стороны истрианцев16, он через посредство аполлонийцев17 попросил помощи у Филиппа, обещая за это усыновить его и сделать наследником Скифского царства; (2) между тем царь истрианский умер и таким образом освободил скифов и от страха войны, и от нужды в помощи. (3) Тогда Атей отпустил македонян и приказал передать Филиппу, что он не просил у него помощи и не предлагал усыновления, (4) ибо скифы не нуждаются в защите македонян, которых они превосходят храбростью, и ему не нужен наследник при жизни сына. (5) Услышав это, Филипп послал к Атею послов с требованием части издержек на осаду, чтобы он не был принужден оставить войну по неимению денег; (6) Атей, говорил он, должен исполнить это требование с тем большей готовностью, что посланным к нему на помощь воинам не только не заплатил за их услуги, но даже не дал содержания. (7) Атей, выставляя на вид суровость климата и скудость земли, которая не только не обогащает скифов наследственными имениями, но едва дает нужное для пропитания, ответил, что у него нет таких сокровищ, которыми можно было бы удовлетворить столь богатого царя; (8) что, по его мнению, постыднее отделаться малым, чем отказать во всем, (9) и что скифы ценятся не по богатствам, а по душевной доблести и телесной выносливости. (10) Раздраженный этим ответом Филипп, сняв осаду Византия18, занялся войной со скифами и, чтобы внушить им беспечность, послал наперед послов объявить Атею, что он во время осады Византия обещал статую Гераклу (11) и теперь идет поставить ее у устья Истра; поэтому он требовал свободного пропуска для исполнения священного обета богу и говорил, что идет к скифам как друг. (12) Атей предложил послать к нему статую, если он желает исполнить обет; он обещал не только поставить ее, но и заботиться об ее нерушимости; а с войском вступить в свои владения он не позволит; (13) если же Филипп поставит статую против желания скифов, то по его удалении он ее ниспровергнет и медь ее употребит на наконечники стрел. (14) Когда таким образом обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; (15) взято было 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; (16) 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для произведения породы.

  XII, 2, 16….3опирион19, оставленный Александром Великим [в качестве] наместника Понта, полагая, что его признают ленивым, если и он не совершит никакого предприятия, собрал 30 тысяч войска и пошел войной на скифов, но был уничтожен со всей армией и таким образом поплатился за необдуманное начатие войны с неповинным народом.

(Перевод В.В. Латышева из: ВДИ. 1949. 1. С. 247-255)

1 Легендарный царь Ассирии, женатый на Семирамиде, основатель ассирийской империи (см. о нем: Diod. Sic. II, 1-20). Его имя не встречается в клинописных текстах.

2 Либией, или Ливией, греки называли обычно Северную Африку.

3 Вероятно, речь идет о египетском царе Сесострисе (Рамсесе II, XIII в. до н.э.), покорившем многие народы Азии (см.: Her. II, 102-110).

4 Это имя, несомненно, связано с названием реки Дон — Танаис; из других источников неизвестно. Геродот (I, 103) и Страбон (I, 3, 21) называют скифского или киммерийского царя Мадия наряду с древнейшими царями-завоевателями.

5 Об этническом родстве ираноязычных скифов, персов (парфов) и бактриан сообщают многие античные авторы.

6 Геродот, наоборот, сообщает, что скифы считали себя самым молодым народом (IV, 5).

7 Обычно восточной границей Скифии признавалась река Танаис (Дон).

8 Дальнейшее изложение представляет собой идеализирующее описание скифов, основанное на традиции греческого историка Эфора.

9 Имеется в виду неудачный поход персидского царя Дария I на Скифию в 512 г. до н.э.

10 Речь идет о походе против среднеазиатских варварских племен саков (скифов) персидского царя Кира II Великого, в ходе которого он погиб в 529 г. до н.э.

11 См. о нем ниже XII, 1, 4 и 2, 16.

12 Помпей Трог был в курсе ираноязычности скифов, отсюда его утверждение об основании скифами Парфянского и Бактрийского царств, населенных иранцами.

13 Македонский царь Филипп II (382-336 гг. до н.э.), отец Александра Македонского, значительно расширивший территорию Македонского царства.

14 Имеется в виду Херсонес Фракийский (совр. Галлипольский полуостров), завоеванный Филиппом Македонским в 338 г. до н.э.

15 О скифском царе Атее упоминают и другие античные авторы (см.: Strabo, VII, 3, 18; Polyaen. VII, 44; Clem. Alex. Strom. V, 5, 31).

16 Т.е. жителей Истрии — греческой колонии в низовьях Дуная.

17 Аполлонийцы — жители греч. г. Аполлонии, расположенного на западном побережье Черного моря (совр. болгарский г. Созопол).

18 Это произошло в 340 г. до н.э.

19 Зопирион, наместник Фракии при Александре Македонском, в 325 г. осуществил поход на скифов, был ими разбит и погиб в бою (ср. известия об этом: Curt. II, 1, 44; Macrob. Saturn.I, 11, 33).

Прокрутить вверх