Книга о занятии земли

1 Композиция «Книги о занятии земли» стройна и логична. В первой части приводятся сведения о нескольких первопоселенцах. Далее в частях 2-5 повествуется об истории освоения отдельных четвертей страны, начиная с запада и далее по часовой стрелке на север, восток и юг. Приводимый здесь фрагмент главы принадлежит второй части «Книги», где рассказывается о людях, заселивших Западную четверть Исландии.

2 Как рассказывается в «Книге о занятии земли», род конунга Хьёра восходил к норвежцу Хьёрлейву, правителю области Хёрдаланд на западе Норвегии. Отцом Хьёра назван Хальв, о котором рассказано в «Саге о Хальве и воинах Хальва» — одной из саг о древних временах.

3 Бъярмаланд (Bjarmaland) — Беломорье.

4 Льюфвина, дочь правителя бьярмов, в других источниках не упоминается. Ее имя Ljúfvina, составленное из элементов ljújr («милый, любимый») и vina — «подруга», более не встречается. Очевидно, это вымышленный персонаж.

5 Бьярмы (bjarmar) — население Бьярмаланда.

6 Рогаланд — область на юго-западе Норвегии.

7 Глава из третьей части «Книги о занятии земли», посвященной людям, заселившим Северную четверть Исландии.

8 Норег (Noregr) — Норвегия.

9 Прозвище Скегги «Корабельщик» (Skútaðar) образовано от слова skúta «небольшое судно, лодка» (Cleasby, Gudbrand Vigfusson 1957. Bis. 561). Такие суда использовались исключительно на мелководье — на реках, вдоль морского берега или в заливах фьордов. Очевидно, Скегги изготавливал подобные суда либо владел ими.

10 Прозвище Бьёрна «Шкура» (Skinna) хорошо объясняется в редакции Рórðarbók «Книги о занятии земли»: «Он часто ездил на восток, и у него были лучшие шкуры на продажу, чем у большинства других купцов, поэтому его звали Бьёрн-Шкура».

11 Хольмгардсфари (Hólmgarðsfari < Hólmgarðr «Новгород» + fari «путешественник») — человек, ведущий торговлю в Новгороде (Cleasby, Gudbrand Vigfusson 1957. P. 44). В редакции Pórðarbók «Книги о занятии земли» поясняется: «Он был великим путешественником, пловцом в Хольмгард и купцом».

12 Средний Фьорд (Miðfjördr) — название фьорда на севере Исландии.

13 Долина Льняных Полей (Línakradalr) — название долины на севере Исландии.

14 Прозвище Скегги «Средний-Фьорд» дано по названию фьорда, где жила его семья.

15 Аустрвег (Austrvegr) — «Восточный путь».

16 Глава из третьей части «Книги о занятии земли», посвященной людям, заселившим Северную четверть Исландии.

17 Свитьод (Svípjóð) — Швеция.

18 Персонаж не идентифицируется.

19 Персонаж не идентифицируется.

20 Конунг Эйрик из Упсалы отождествлен исследователями с конунгом свеев Эйриком, отцом Бьёрна (ум. 917), дедом Эйрика Победоносного (ум. ок. 995).

21 В характеристике «с востока из Гардов» (в оригинале: ór Görðum austari) употреблен наиболее ранний из древнескандинавских терминов, которыми обозначалась Древняя Русь — Garðar.

22 Включенное в «Книгу о занятии земли» сообщение о браке между Буриславом (Burisláf), конунгом из Гардов, и Ингигерд (Ingigerðr), дочерью конунга великанов, было, очевидно, почерпнуто из «Пряди о Свади и Арноре Старушечьем Носе», которая сохранилась только в составе рукописи «Книга с Плоского Острова» (Flateyjarbók, GKS 1005 fol, 1387-1395). Сложение пряди датируется XIII веком. Ряд исследователей полагают, что первоначально прядь могла быть написана на латыни Гуннлаугом Лейвссоном (ум. 1218/1219 г.), а затем переведена на древнеисландский язык (Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 342). В пряди также упоминается Хелена, дочь конунга Бурицлава с востока из Гардов, матерью Хелены названа Ингигерд, сестра Дагстюгга, конунга великанов. Даже при несовпадении имени конунга великанов, приведенного в «Книге о занятии земли» и в «Пряди о Свади», не остается сомнений в том, что эти сообщения связаны между собой.

С точки зрения средневекового исландца, не было ничего удивительного в том, что конунг Гардов Бурицлав (прототипом которого стал, очевидно, Бурицлейв, упомянутый в «Пряди об Эймунде» и «»Саге об Ингваре Путешественнике».) был женат на сестре конунга страны великанов Ингигерд (прототипом которой стала, без сомнения, Ингигерд — дочь Олава Шведского, фигурирующая в тех же памятниках). Согласно этногеографическим представлениям древних скандинавов, Рисаланд (Risaland) — Страна великанов — располагался по соседству с Русью, поэтому заключение брака между представителями соседствующих правящих династий выглядело для них делом вполне естественным.

Образ великана традиционно занимал важное место в эпосе и фольклоре германских народов. Согласно «Младшей Эдде», именно из тела великана Имира произошло все живое на земле. К эпохе средневековья, однако, образ великана утратил налет мифологичности. В поздних сагах, в частности, сагах о древних временах, великаны становятся обычными персонажами, с которыми герои часто вступают в контакт (о великанах в сагах см.: Motz 1993).

Прокрутить вверх