Вкладная книга монастыря Св. Эммерама в Регенсбурге

1 Обычный канцеляризм, указывающий на волеизъявление в отношении получателя (читателя) акта (promulgatio) и открывающий содержательную часть {narratio и dispositio) документа.

2 Т.е. монастыря св. Эммерама. Хартвик был familiaris монастыря, иными словами, принадлежал к клиентеле (familia) последнего — лично зависимым от монастыря людям, которые занимались различными доходными для него промыслами (вот почему составитель позволил себе в переводе прибегнуть к соответствующему термину из собственно русской социальной истории — «челядин»). Несмотря на свой юридический статус несвободного человека, Хартвик и ему подобные располагали значительными средствами, что позволяло им со временем выкупаться из личной зависимости от сеньора и вливаться в состав городских купеческих корпораций. Похоже, этот процесс активно шел именно со второй половины XII в. (ДР. С. 380-382 [IV, 6. 1]).

3 Хартвик «живет» (habitans) в Киеве, откуда видно, что сообщества латинских купцов в древнерусских городах состояли не только из временно (сезонно) пребывающих по торговым делам, но и постоянно действовавших представителей (факторов) тех или иных лиц или корпораций (в данном случае — монастыря). Это свидетельствует об активности и устойчивости торговых связей Регенсбурга с Киевом, а также их почтенной истории к 70-м гг. XII столетия. Больше известно о такого рода сообществах в Новгороде и Смоленске — благодаря сохранившимся с 1190-х гг. документам, служившим правовой регламентацией деятельности западных купцов в этих городах (см. № 50, примеч. 35). Вряд ли, однако, подлежит сомнению, что подобного рода документы должны были существовать в домонгольское время также и в других крупных торговых городах Руси: Киеве, Полоцке, быть может, Владимире Волынском и Галиче. Во всяком случае, применительно к Киеву наличие одного или даже нескольких постоянных подворий латинских купцов бесспорно (ДР. С. 382-383 [IV, 6.1]; ср. № 46, примеч. 50). Не устарел также информативный обзор: Васильевский 1888. С. 121-150.

4 Лат. patronus в данном контексте обозначает господина, хозяина в отношении своей клиентелы {familia); имеется в виду монастырь и, метонимически, святой, которому монастырь посвящен.

5 Как видно из дальнейшего, речь идет о вкладе на помин души. Это значит, что Хартвик вовсе не намеревался постричься в монахи, а хотел «быть полностью принятым в братию» в смысле быть включенным в молитвенное поминовение братией при жизни и по смерти, как то полагалось по отношению ко всем монашествующим в данной обители и всем, находящимся с ними в молитвенном общении, в том числе — вкладчикам в монастырь. В этом специфическом смысле последние тоже являлись членами братии (ср. № 30, примеч. 6). Выражение «полное принятие в братию» («plenaria adipiscenda fraternitas») показывает, что принадлежность к familia монастыря сама по себе не обеспечивала молитвенного поминовения.

6 Регенс бурга.

7 Античный термин «талант» в средневековых латинских текстах нередко применялся как обозначение фунта, т.е. денежно-весовой единицы, по стоимости равной примерно 400 г. серебра, или марки, равнявшейся полуфунту (см. № 57, примеч. 35).

8 Т.е. доходы с имения шли бы на содержание странноприимницы при монастыре.

9 Берингера II.

10 Записи во вкладной книге не датированы, но по упоминаниям этих лиц дарение должно было состояться в 1179 г.

Прокрутить вверх