СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

  СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ - памятник древнерусской литературы, в поэтической форме описывающий неудачный поход новгород-ceвepcкого князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Большинство ученых считает, что "Слово" создано на рубеже XII-XIII вв. Автор его неизвестен.

  "Слово" было обнаружено графом А.И. Мусиным-Пушкиным в составе сборника, датирующегося приблизительно XVI в. Этот сборник Мусин-Пушкин приобрел в 1788 г. у бывшего архимадрита упраздненного Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского. С этой pукописи новый владелец в 1792 г. снял копию и, сопроводив переводом и комментариями, подарил Екатерине II. На основании этой копии и оригинала два ученых-архивиста А.Ф. Малиновский и Н.Н. Бантыш-Каменский подготовили первую редакцию "Слова", которая вышла в 1800 г. Во время московского пожара 1812 г. рукопись и большая часть тиража изданной книги сгорели вместе со всем собранием древних рукописей А.И. Мусина-Пушкина.

  Многие места "Слова о полку Игореве" не поддаются однозначному переводу, а некоторые просто непонятны, ибо мы не знаем значения отдельных слов ("харалужные", "зегзица", "бусым", "хотию", "хоти", "стрикусы" и др.).

  Под пером автора простой рассказ о воинском походе превратился в яркое мифопоэтическое и историко-политическое полотно, художественные достоинства которого поражают и сегодня.

  Главный образ "Слова", объединяющий все повествование, — образ единой Русской земли. Горькими словами звучит призыв автора "Слова" к русским князьям прекратить междоусобицы и объединиться: "Ярославе и вси внуци Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дедней славе! Вы бо своими крамолами начнете наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо беше насилие отъ земли Половецкыи!"

  Несмотря на то что автор "Слова о полку Игореве", несомненно, был христианином (в его тексте имеются заимствования из Библии), "Слово" проникнуто языческой символикой и языческим мироощущением. В "Слове" упомянуты три языческих бога — Хорc, Стрибог и Даждьбог. Боян, с которым сравнивает себя автор, называется им "Велесовым внуком". Ветры именуются "Стрибожьими внуками". Некоторые исследователи даже считают, что под неким "Даждьбожим внуком", дважды упоминаемым в "Слове", подразумевается русский народ. Вместо историко-мифологических сюжетов, характерных для "Повести временных лет", в "Слове" широко представлены исторические сюжеты, связанные с Крымом, Причерноморьем и Подунавьем. Некоторые сюжеты и образы в нем напоминают "Троянские сказания". "Слово о полку Игореве" имеет близкие параллели с "Иудейской войной" Иосифа Флавия.

автор статьи C. Перевезенцев