Завоевание Вятичской земли

Вятичи  Нанеся сокрушительный удар Хазарскому каганату, Святослав вновь отправился в землю вятичей, чтобы окончательно закрепить над ними свою власть, наладить сбор дани и основать "грады" для пребывания наместников.

  Глухой край, где жили вятичи, от остальной Руси отделяли дремучие леса. Это было самое восточное и очень замкнутое племя, занимавшееся охотой, бортничеством, земледелием и рыболовством.

  Обычаи вятичей. "Повесть временных лет" сообщает, что вятичи "жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нему тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав пепел, вкладывали его в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам". Поселения вятичей носили временный характер: как только истощалась пашня, они переносились в другие места.

Капище  Капище вятичей. Священным местом вблизи поселений вятичей, так же как и других славянских племен, были капища. "На пологом холме за деревней, возле рощи прямых, удивительно красивых берез, высился могучий дубовый столб, потемневший от времени и непогоды; венчался он подобием человеческой головы, грубо вытесанной топором, - описывал одно из них историк В.В. Каргалов в романе "Святослав". - Земля перед большим идолом была обильно полита кровью жертвенных животных, почернела и запеклась как кострище. Рядом стояли идолы поменьше, тоже темные, щелястые, зловещие. А вокруг торчали из земли неошкуренные березовые жерди, похожие на огромные голые кости, и на них белели черепа животных: быков, баранов, коз". Близ капищ собирались на совет старейшины родов.

  Подчинение вятичей. Возвращаясь из Причерноморья, князь Святослав отправился в землю вятичей, чтобы подчинить себе их землю. Разрозненные группы местных воинов при всем своем желании не могли бы противостоять хорошо обученной и вооруженной, одетой в кольчуги дружине киевского князя. Оружием вятичей были топоры-секиры, дротики, луки со стрелами, а защитой служили щиты, сплетенные из ивовых прутьев. Святослав не хотел войны с лесными жителями, он желал убедить старейшин родов подчиниться власти Киева и заключить с ними договор. Конфликтовать с аборигенами ему не пришлось: вятичи согласились платить ему дань. Она гарантировала обитателям лесов мир между собой и защиту от нападений врага. Это случилось в 966 году, однако позже непокорные вятичи не раз пытались сбросить с себя киевское ярмо и вели упорные войны с великими князьями.

Киевский дружинник X в.  Княжеское войско. Основу войска князя Святослава составляла наемная дружина, делившаяся на старшую и младшую. В старшую входили "княжьи мужи", а в младшую - "отроки", которых было несколько сотен. Дружина X века была вооружена мечами, щитами, луками, палицами, рогатинами и метательными копьями-сулицами. На время войны набиралось городское и сельское ополчение - "вой". В отличие от дружинников, эти ратники были, как правило, пешими. Во время сражения воеводы старались держать княжескую дружину в резерве до решающего момента. Старшие дружинники составляли совет князя. Позже из их числа выделился высший слой знати - боярство.